Правила редко придумываются просто так. Они всегда имеют связь с реальным положением вещей, и их появление диктуется насущной необходимостью. Отступление от установленных норм посадки в кресле возможно лишь в том случае, если вы профессиональный гонщик, участвующий в заездах на гоночной трассе.
Обычно спинка кресла в таких случаях устанавливается в строгое вертикальное положение. При этом пилот спорткара получает улучшенную обзорность и более близкое расположение к рулю. Все это позволяет водителю лучше контролировать автомобиль на высоких скоростях.
Среднестатистическому же автомобилисту незачем копировать действия профессиональных гонщиков. А в некоторых случаях такая посадка в кресле может нести в себе потенциальную опасность.
Водитель спортивных авто «работает» в исключительных условиях. Очень высокая скорость и быстроменяющаяся обстановка на дороге требуют повышенной концентрации внимания. Вертикальная спинка сиденья помогает пилоту добиться нужного внутреннего состояния. При этом мышечные группы ног, спины и рук находятся в постоянном напряжении, учащается пульс и дыхание, мозг перестает реагировать на посторонние раздражители, не относящиеся непосредственно к прохождению спортивной трассы. Поэтому посадка с вертикальной спинкой подходит только для тренированных профессиональных автогонщиков.
Обычному водителю копировать «спортивную» посадку не стоит. Для повседневной езды по улицам городов и сел, трасс и автомагистралей вертикальная спинка никакой пользы не принесет, а даже навредит. Первыми «завоют» спина и мышцы рук: постоянное напряжение соответствующих мышечных групп быстро утомит автомобилиста. Непрерываемая статическая нагрузка создаст нарастающее дискомфортное ощущение в позвоночнике, плечах, предплечьях и кистях рук.
Неудобство будет раздражать водителя, что обязательно скажется на манере управления автомобилем. Все действия станут резкими и нервозными, упадет внимание, ухудшится реакция.
Полностью расслабляться в водительском кресле также не стоит. Полулежачее положение слишком сильно удаляет тело от руля. Руки и ноги приходится держать выпрямленными, что ощутимо сковывает движения. А если водителю не повезло с конструкцией кузова, то расслабленная поза может помешать полноценному обзору.
При столкновении водитель, сидящий с выпрямленными руками и ногами, рискует получить серьезные увечья суставов и костей. Согнутые же локти и колени могут спасти положение.
Понятное дело, мы хотим чувствовать себя во время поездки максимально расслабленными. Но сидеть на автомобильном кресле и у себя дома на диване – две совершенно разные вещи. Сильно расслабляться за рулем не стоит.
Кресло автомобиля – не место для отдыха и релаксации. В опасной дорожной ситуации вы просто не успеете среагировать адекватно и быстро. А это легко может привести к серьезному ДТП.
Полулежачая поза несет в себе две опасности. Во-первых, такое положение тела сильно расслабляет. Это сказывается и на времени реакции, и на логике принятия верных решений во время экстренных ситуаций. Вы можете расслабиться до такой степени, что просто-напросто уснете за рулем.
Во-вторых, такая поза сильно ограничивает действия водителя. Вы не можете полноценно вращать рулевое колесо, ступни норовят соскользнуть с педалей, да и зеркала приходится настраивать по-иному.
Устраиваясь в водительском кресле, думайте, прежде всего, о безопасности, а не о комфорте и удобстве. Убедитесь, что имеете свободный доступ к основным органам управления автомобилем. Никогда не теряйте бдительность. Излишняя расслабленность и чрезмерный комфорт могут привести к печальным последствиям.